Юрий Степанович Уржумцев для каждого из нас - авторов настоящей книги воспоминаний - был и остается целым явлением в жизни и в науке. Неожиданной особенностью этого замечательного человека было то, что его жизнь и наши жизни были переплетены большим числом тонких, но прочных связей, а его наука была не только наукой, но и жизнью. Вот такое соединение науки и жизни и есть основной признак неординарного, умного, талантливого и доброго человека. Такие люди, как Юрий Степанович создают вокруг себя целый мир учителей, учеников, коллег, друзей, родных, близких, семьи, детей, с одной стороны, а с другой - мир научных идей, новых научных результатов, лабораторий, научных центров и институтов. Соединение всего перечисленного в одной судьбе делает жизнь человека яркой, насыщенной, сложной, трудной - как у многих, но и счастливой - как у немногих.

Целые три десятилетия дали нам - сотрудникам Института машиноведения РАН - возможность знать Юрия Степановича и работать вместе с ним по ряду очень важных научно-технических направлений. Мне хотелось бы остановиться только на одном из них - научных исследованиях и прикладных разработках проблем техники российского Севера. Это направление, несмотря на его исключительную важность для нашей страны, заняло только часть его научной и организационной работы. Другие, не менее важные вопросы механики полимеров и композиционных материалов, новых технологий, подготовки научных кадров, руководства научно-техническими центрами, крупными институтами АН СССР и РАН, Якутским научным центром СО РАН более подробно рассмотрены в этом сборнике другими авторами. Значимыми но всей научной и производственной деятельности Ю.С. Уржумцева стали ее результаты - книги, журналы, статьи, доклады, новые материалы и технологии, ученики и последователи. Эти результаты признаны государством и научной общественностью - Юрий Степанович Уржум цен по праву стал доктором технических наук, профессором, членом-корреспондентом РАН, академиком Академии наук Республики Саха (Якутия).

В период работы Юрия Степановича в Якутске в ИФТПС СО АН СССР академиками Н.В. Черским, СВ. Вансовским, Б.Е. Патоном, Ю.Н. Работновым были поставлены исключительно интересные и практически важные исследования по комплексным проблемам Севера и Сибири. На этих исследованиях выросла целая плеяда выдающихся ученых в области прочности, хладостойкости, сварки, ресурса машин и конструкций северного исполнения - академик В.П. Ларионов, член, корреспондент РАН В.В. Филиппов, академики и члены, корреспонденты Академии наук Республики Саха (Якутия), доктора технических наук М.Д. Новопашин, И.Н. Черский, А.В. Лыглаев, О.И, Слепцов, A.M. Ишков, В.Р. Кузьмин, В.А. Прохоров, А.И. Левин.

В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века в нашей стране была начата подготовка и реализация крупной программы государственного масштаба - «Техника Российского Севера» эта работа заняла важное место в деятельности большого коллектива ученых Якутии, Сибири, Севера, Екатеринбурга, Москвы, Киева, Минска. Многим из нас выпало счастье понять величие и значимость этой работы. Съезды народных депутатов СССР и РСФСР, Советы Министров СССР (Н.И. Рыжков) и РСФСР (И.С. Силаев), Академия наук (академики А.П. Александров, Н.П. Лаверов, К.В. Фролов), Государственные Комитеты по науке и технике и по машиностроению одобрили основные положения программы, включавшей создание новых высокопроизводительных и экологически безопасных машин и установок для работы в условиях низких климатических температур, новых материалов и технологий. Эта программа содержала важный раздел международного сотрудничества.

Для реализации программы был организовано акционерное общество «ТеРоС» - «Техника Российского Севера», генеральным директором которого был Ю.С. Уржумцев. Активная работа в обществе проводилась И.А. Шамисом (Госкомпром), Е.В. Оносовским (РАН).

В рамках реализации Федеральной инновационной программы "Техника российского Севера" были осуществлены следующие разработки по приоритетным проектам, рекомендованным Экспертным советом программы, в состав которого входили представители министерств и ведомств России и РАН.

Институтами РАН под руководством и при непосредственном участии Института физико-технических проблем Севера СО РАН (г. Якутск) и Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН (г. Москва) разработана методика сбора, накопления и обработки статистики отказов по видам техники, создаваемой в рамках программы, которая позволяет оценивать и корректировать показатели надежности техники в северном исполнении, определять детали, узлы и системы, лимитирующие ее надежность, учитывать влияние условий и режимов эксплуатации на ее работоспособность, проводить дифференцированный отбор номенклатуры запасных частей в зависимости от условий эксплуатации и времени года. Разработаны научные основы по выбору системы механических и экологических критериев и методов создания техники Севера, определения предельного состояния и живучести техники при воздействии низких климатических температур.

Разработаны предложения по совершенствованию действующих и созданию принципиально новых технологий, обеспечивающих высокую производительность, экологичность и безопасность добычи твердых полезных ископаемых открытым способом (Институт горного дела Севера СО РАН). Обоснованы применение прогрессивной поточной технологии на базе роторно-конвейерных комплексов и эксплуатационный уровень температуры для горно-транспортных машин серии ХЛ - от + 40оС до -60 С.

Разработаны варианты проектов по созданию газотурбинных элек­тростанций малой и средней мощности с использованием авиационных и судовых двигателей. Проведены маркетинговые исследования по данной проблеме. Созданы и предложены к реализации 3 базовые модели мобильных комбинированных установок автономного тепло- и электроснабжения на основе конверсии авиационных, судовых и стационарных газотурбинных двигателей мощностью 1; 2,8; 6 МВт (Рыбинское КБ моторостроения).

Созданы проекты автономных модульных энергетических когенерационных установок и блочно-комплектных теплоэлектростанций на их основе, обеспечивающих их высокую эффективность и конкурентоспособность (МНПРК "Конверсия-Л"). На конверсионные предприятия (Пролетарский завод) переданы для освоения 4 типа энергоустановок малой мощности (0,5; 1,0; 1,6 Мвт) на базе газотурбинного двигателя и паротурбогенераторов, работающих на жидком топливе и природном газе.

Подготовлены к серийному производству водогрейные паровые котлы паропроизводительностью 1,0 и 1,6 т/ч и прямоточные котлы КПП-500 паропроизводительностью 0,5 т/ч для работы на каменных бурых углях, жидком топливе, дровах и древесных отходах, на бытовых отходах (ВНИИAM).

Был создан ряд опытных и пилотных образцов транспортной, гор­нодобывающей, лесодобывающей и лесоперерабатывающей техники, техники для малых сельскохозяйственных производств - опытные об­разцы универсальных глиссирующих аппаратов и катковых гусеничных машин, способных передвигаться по болотной и снежно-ледяной поверхности (НАПО им. Чкалова г. Новосибирск), а также вездеходов высокой и особовысокой проходимости с колесной формулой 6x6 с использованием силовых агрегатов ЗИЛ и шнекороторного снегоболотохода грузоподъемностью 500 кг (АО "Вездеход ГВА").

Были проведены испытания макетного образца транспортного почвонеразрушающего средства "ТРЭКОЛ".

АО "Пеланг" освоило разработку и выпуск опытной партии аппаратов-амфибий "Аэрола" с использованием экранного эффекта, созданных для работы в заболоченных местностях в экстремальных условиях Крайнего Севера, на основе авиационных технологий. (Скорость до 90 км/час, полезная нагрузка - до 500 кг). Вся опытная партия была закуплена заказчиками северных регионов и создан опытный образец с дви­гателем повышенной мощности.

Разработаны и изготовлены экспериментальные образцы многоопе­рационной валочносучкорезно-трелевочной машины МЛ-55, выполняющей все операции технологического процесса лесосечных работ и позволяющей минимизировать повреждения окружающей среды (ВНПО "Леспром" совместно с ВНИИТРАНСМАШ).

Был выполнен комплекс ОКР по созданию опытного образца крана-погрузчика с балочной стрелой с грузовым моментом 125 т.м и макси­мальной грузоподъемностью 10 т КБ 309-04 АХЛ, предназначенного для эксплуатации в районах с температурой окружающего воздуха от +40 до
-60 С и начаты работы по созданию опытного образца высокомобильного самомонтирующего башенного крана КБ-202 АХЛ (АО "Ухтинский механический завод").

Были проведены работы по созданию бульдозеров и рыхлителей типа Т9Н на базе 380-сильного трактора, Т10Н (500 л.с.) и ТИН (750 л.с.), позволяющих полностью заменить дорогостоящие импортные машины "Катерпиллер" и "Камацу". (ПО "Чебоксарский завод промышленных тракторов" (ЧЗПТ)

ИНМ СО РАН для использования в узлах трения северной техники созданы морозостойкие полимерные и полимерэластомерные материа­лы антифрикционного назначения на основе тефлона, отличающиеся высокой износостойкостью и эластичностью, повышенной морозостойкостью, пониженным коэффициентом трения и адгезией при примерзании к металлам и предназначенью для производства подвижных уплотнителей.

МИСИСом разработан оптимальный химсостав и технологии производства хладостойких сталей с целью повышения надежности изнашиваемых литых деталей экскаватора, в первую очередь, зубьев ковшей. Предварительные расчеты показали, что внедрение разработанных износостойких литых хладостойких сталей позволяет на 10-15 % снизить металлоемкость деталей, повысить в 1,5-2 раза их надежность и долговечность.

Фирмой "Металлинвест" при МИСИСе разработан и представлен новый класс смазывающих композиций с добавками порошков диселенидов вольфрама и молибдена, обладающими наряду с высокими антифрикционными показателями коррозионной стойкостью и несущей способностью, стабильностью триботехнических характеристик при резком изменении условий окружающей среды. Выявлена целесообразность их использования в качестве смазок узлов трения механизмов машин угольной и горно- добывающей промышленности, тяжелого автотранспорта, работающих в условиях Севера России.

НЭП "УралНИИчермет" совместно с металлургическим заводом им. А.К. Серова изготовлена опытно-промышленная партия бурового проката из экономнолегированной стали для техники в "северном исполнении": мощных перфораторов, буровых станков, шахтных бурильных установок, работающих в тяжелых условиях эксплуатации при прохождении скального грунта, пород высокой крепости, многолетнего мерзлого грунта. Кроме того, на металлургическом заводе им. А.К. Серова была освоена новая технология производства высокоточного полированного проката из высокопрочной марки стали для изготовления длинномерных валов для насосной добычи нефти в скважинах на глубине 2000 м.

Были начаты работы по созданию опытная дизель-электрическая станция мощностью 316 кВт ( АО"Дизельпром"); аэростатического транспортного средства (АО'Тюменьэкотранс"), самолета-амфибии (АО "Аэродизайн"), снегохода типа "Скандик II" (Ассоциация "Фронтон"), почвонеразрушающего транспортного средства (ФМИ"Ямал"), самолета-амфибии "Ямал" (консорциум "Авиаспецтранс") и ряду других проектов.

Во всей этой работе еще раз проявились огромные организационные способности и инициативность Юрия Степановича. Середина 90-х годов оказались наиболее сложной в социальном, экономическом и научно-техническом плане для страны в целом, Сибири и Севера, в особенности. Многие проекты программы были только начаты или реализованы только частично.

Возвращаясь сейчас, в начале нового тысячелетия, к ее идеям, ос­новным направлениям, научны, конструкторским и технологическим разработкам, можно представить каким бы был экономический и технологический потенциал Сибири, Севера и России в целом, если бы у нас, у руководства страны хватило воли претворить в жизнь задуманное.

Можно только надеяться, что не горят рукописи, не умирают разумные идеи и не забываются люди, посвятившие им свои жизни. На смену нам придут и приходят молодые ученые и специалисты - они по-новому посмотрят на наши большие и малые достижения и наши горькие ошибки. И когда бескрайние просторы Сибири и Севера вновь станут опорой могущества России, имя и дело Юрия Степановича Уржумцева займут достойное место в деле их научного и технического преображения.

 

Махутов Н.А. Проблемы создания техники Севера // В кн. «Жизнь, отданная науке». Сборник статей и воспоминаний о члене-корреспонденте РАН Ю.С. Уржумцеве. / Отв. редактор А.М. Ишков. – Якутск: ЯФ ГУ «Изд-во СО РАН», 2004. – С. 69-74.